Posted inЧудеса света

Тиауанако

Тиауанако – главный город доинкской Южной Америки. Он расположен в Боливии, в горах Альтиплано, на высоте почти 4000 м над уровнем моря и в 21 км к югу от озера Титикака, через которое проходит современная граница между Перу и Боливией.

Каковы бы ни были происхождение и возраст грандиозных построек Тиауанако, окутывающая их тайна вызывала и продолжает вызывать удивление всех, кто их видел, – со времен конкистадоров до наших дней. Возможно, что это был ритуальный центр, куда ежегодно стекались многочисленные паломники. Они приносили с собой огромные каменные глыбы, из которых собственными руками возводили мощные стены «священного города». Такая версия может пролить свет на одну из многочисленных загадок Тиауанако: как перетаскивали эти глыбы из каменоломен, ближайшая из которых находилась на расстоянии 5 км? Однако она не дает ответа на другой вопрос: почему некоторые постройки так и не были завершены? Может быть, потому, что паломники, начавшие возведение этих монументальных сооружений, по каким-то причинам однажды ушли и больше никогда не возвращались к своим святыням…

На языке инков название Тиауанако означает «Мертвый город». Так его окрестили уже в сравнительно поздние времена, когда здесь побывал Майта Капак – четвертый правитель империи инков. К этому времени город давно опустел, но его заброшенные святилища продолжали вызывать удивление и трепет. Инки не знали, кто построил Тиауанако. Но они были убеждены, что такие величественные сооружения мог возвести лишь кто-то исключительный и могущественный. В глазах инков таким был только Кон-Тики Виракоча – их верховный бог.

Имя Виракочи, или Кон-Тики Виракочи, – творца мира, людей и всех живых существ – было известно еще в доинкскую эпоху. Древние индейские легенды о сотворении мира рассказывают о том, что в начале вообще ничего и никого не было, кроме всемогущего, вечно существовавшего Виракочи, которого никто не сотворял. Виракоча жил в огромном черном «ничто», которое ему не понравилось, и поэтому он вначале сотворил свет. После этого он сотворил землю. Виракоче было угодно, чтобы земля не была пустой, лишенной всего живого, поэтому он и создал особый род людей-великанов. Впрочем, создатель не был удовлетворен первым творением. Ему показалось, что эти люди слишком велики и неловки и вовсе не красивы. Мало того, они не следовали тем наказам, которые дал им мудрый создатель. Поэтому Виракоче пришлось уничтожить первое, «неудавшееся» племя людей и превратить их в камни.

Вскоре на окаменевших исполинов Виракоча ниспослал огромный потоп. Во время потопа навеки скрылись под водой почти все следы первых людей. Когда воды потопа отступили и земля высохла, Виракоча продолжил свое созидание. Он поселился в Тиауанако, на берегу озера Титикака (говорят, что он жил и на острове Титикака, находившемся посередине одноименного озера). Живя здесь, Виракоча сотворил Солнце, а затем Луну, Венеру, а также другие планеты, звезды и созвездия. В конце концов он попытался сотворить новых людей. Прямыми потомками этих людей считали себя индейцы, населявшие Перу и Боливию.

Виракоча разделил новых людей на племена и народы, определив, на каком месте они должны поселиться. Виракоча сотворил и всех животных, определив для них местожительство. Виракоча составил для людей законы. Он указал людям, как им надлежит жить и почитать его, Виракочу.

После этого Виракоча покинул Тиауанако и отправился на север. Он шел через Анды, обозревая страну, населенную сотворенными им людьми. Он учил индейцев полезным занятиям. И когда наконец Виракоча остался полностью удовлетворен делом рук своих, он покинул Перу и погрузился в волны Тихого океана, на прощание пообещав когда-нибудь вновь вернуться к индейцам…

Культ Виракочи был широко распространен среди индейцев задолго до образования империи инков. Главным центром поклонения Виракоче был город Тиауанако. Считается, что первоначально он назывался Виньаймарка («Вечный город») или Тайпикала, что на языке аймара означает «Срединный камень».

Именно здесь, в Тиауанако, как рассказывают легенды, Виракоча сотворил Солнце, которое, считали индейцы, стало родоначальником династии инкских императоров. Именно здесь сегодня находится один из самых замечательных памятников индейской культуры всех трех Америк – знаменитые на весь мир Ворота Солнца, вытесанные из огромных глыб андезита, весящих много десятков тонн и достигающих 3 м в высоту. Верхняя часть ворот украшена рельефом, в центре которого помещена большая человеческая фигура. От ее головы расходятся солнечные лучи, заканчивающиеся изображениями пумы. На одеянии человека тоже помещены изображения пумы, а также кондоров и рыб. По обеим сторонам от фигуры расположены 48 похожих друг на друга изображений человекокондоров, известных как «птицы-плакальщицы».

Фигура, изваянная на Воротах Солнца, бесспорно, является изображением верховного божества тиауанакцев. Большинство исследователей с полным основанием отождествляют ее с Кон-Тики – Виракочей. Этот же бог с Ворот Солнца изображен на тканях, относящихся к доинкской эпохе, и на множестве керамических сосудов, обнаруженных в различных районах Анд.

Ворота Солнца – часть ансамбля Каласасайи, огромной каменной террасы, поднятой примерно на 3 м над поверхностью земли и занимающей площадь около 1300 кв. м. Она окружена четырехгранными каменными столбами с каменной кладкой в промежутках между ними. Некогда на ней возвышалось здание, стоявшее на двух расположенных друг на друге прямоугольных террасах. Артур Познанский, самый известный исследователь Тиауанако, считал его развалинами дворца, где жили жрецы, служившие Виракоче. А весь ансамбль Каласасайи, по мнению Познанского, предназначался для астрономических наблюдений и вычислений, это был гигантский каменный календарь. Каласасайю сегодня нередко называют «индейским Стоунхенджем».

Не могут не вызвать восхищение и огромные антропоморфные монументы, представляющие собой нечто среднее между статуями и стелами. Статуи эти реалистичны, на некоторых из них отчетливо прослеживаются такие характерные черты, как выпирающие ребра, заметно выступающие челюсти и губы, которые подчеркивают их сверхъестественный характер. Интересно, что ни одна из статуй не изображает женщину, несмотря на то что некоторые из них, возможно,были посвящены богиням. Каменные изваяния запечатлели лишь образы воинов в хлопковых одеждах или священников в длинных туниках. Чаще они сидят, хотя некоторые статуи изображают фигуры, стоящие во весь рост, как, например, знаменитая Стела Беннетта, открытая в 1932 г. Это самое большое каменное изваяние доколумбовой Америки. Оно имеет высоту более 7 м. Почти прямоугольная голова статуи увенчана своеобразной «короной», глаза посажены прямо, из них как бы текут слезы. Руки сложены на груди. Неподалеку от Стелы Беннетта при раскопках была обнаружена каменная голова пумы с синими глазами и красной пастью. Вероятно, что и огромные статуи, изображавшие скорее всего тиауанакских правителей или жрецов, тоже были раскрашены.

Другие скульптуры, вес которых доходит до 100 т, стоят в Пума-Пунко («Врата пумы») – комплексе, расположенном в километре к юго-западу от центра Тиауанако. Огромная платформа в Пума-Пунко, созданная из колоссальных каменных блоков – самых крупных из тех, которые применялись в индейской архитектуре Америки, – возможно, представляла собой несущую стену грандиозного храма, основание которого ушло в землю, и он рухнул. Ворота Пума-Пунко высечены из монолитных каменных глыб весом более 150 т.

Никаких жилых зданий в Тиауанако не обнаружено. Хотя площадь, занятая руинами, превышает 450 тыс. кв. м, культовый центр состоял из четырех основных построек, расположенных на площадке размерами 500 х 1000 м. Главная из них, Акапана, представляет собой ступенчатую пирамиду 15-метровой высоты. От нее до наших дней остался только холм с вымощенной 200-метровой площадкой основания, к которой вели ступени. На вершине находился обширный бассейн для хранения воды. Холм был обнесен мощными оборонительными стенами, что дает основание некоторым специалистам считать пирамиду крепостью, использовавшейся как укрытие в случае осады.

Многолетние исследования показали, что Тиауанако были своеобразными «южноамериканскими Афинами» – центром яркой индейской культуры, влияние которой с середины I тысячелетия н. э. распространялось не только на все горное Перу, но и на многие прибрежные районы: от эквадорских границ до северного Чили. Повсюду на этой территории встречаются образцы орнамента, первоначально характерные лишь для Тиауанако, и мотивы, взятые со знаменитых Врат солнца в этом Вечном городе Америки.

Период расцвета тиауанакской культуры приходится на III–X в. н. э. Ее создателями были предки современных индейцев аймара, второго по численности индейского народа Южной Америки, живущего на территории Боливии и Южного Перу.

Считается, что вероятной причиной падения Тиауанако стало колоссальное землетрясение, случившееся в XI–XII вв. Воды озера Тиауанако вышли из берегов и затопили город. Одновременно на него обрушилась лава разбушевавшихся вулканов. Окончательную гибель города вызвали братоубийственные войны, довершившие развал страны. Просуществовав около тысячи лет, культура Тиауанако угасла, уступив место набирающему силу инкскому государству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *