Posted inЧудеса света

Сигирия

Сигирия расположена в 150 км от Коломбо, столицы Шри-Ланки. Уже издали над лесом видна знаменитая 200-метровая «львиная скала», по имени которой (Синхагирия – «львиная скала») эта древняя резиденция ланкийских правителей получила свое название. По сообщению хроники «Махавамса», еще в 266 г. до н. э. король Деванампия Тисса поднялся на скалу и нарек ее этим именем.

Первое время на вершине скалы справлялись религиозные обряды, она служила одновременно и крепостью, и монастырем. А в V в. н. э. ее избрал своей резиденцией легендарный правитель Кассапа, прозванный Отцеубийцей.

Старинные хроники рассказывают, что король Дхатусена, правивший страной с 456 по 478 г., имел двух жен. Младшая жена родила ему сына, названного Кассапой, а вскоре разрешилась от бремени и старшая жена короля. Второго сына назвали Моггаллана.

Мать Моггалланы была царской крови, а мать Кассапы – незнатного происхождения. Но Кассапа был все же старшим сыном, и сложившаяся таким образом ситуация явно вела к острому спору за престолонаследие.

Этот спор разгорелся после того, как дочь Дхатусены, которую король отдал в жены своему племяннику Мигане, занимавшему пост главнокомандующего, поссорилась со своей свекровью. Мигана, которому к тому времени изрядно надоели семейные дрязги, жестоко избил жену кнутом. Та прибежала с жалобой к Дхатусене, и вспыльчивый король приказал высечь и сжечь живьем на костре мать Миганы – свою сестру.

Приказ был выполнен, но главнокомандующий королевской армией затаил злобу. Он жаждал мести и для ее осуществления стал раздувать спор между Моггалланой и Кассапой, обещая последнему помочь завладеть троном. Подстрекаемый Миганой, Кассапа предъявил отцу ультиматум и потребовал передачи ему трона и королевской казны.

Дхатусена отказался. Тогда сын похитил его и замуровал заживо. Моггаллана бежал в Индию, а Кассапа стал королем. Однако соделанное злодеяние сделало его имя ненавистным всей стране. Опасаясь мести, Кассапа перебрался в Сигирию, избрав Львиную скалу своей резиденцией.

Крепость, находившаяся на вершине огромной одинокой скалы, была практически неприступна. Все подступы к ней легко могли быть заблокированы, а окрестности отлично просматривались с вершины. Но Кассапа все-таки проиграл решающую битву, к которой готовился с первого дня своего воцарения. Она состоялась спустя 18 лет, когда Моггаллана вернулся со своей армией из Индии.

Во главе своего войска Кассапа двинулся навстречу противнику, но его слон неожиданно споткнулся и повернул назад (по другой версии, на пути оказалось небольшое болото, и король повернул слона, чтобы обойти топь). Следовавшие за ним шеренги воинов истолковали это как сигнал к отступлению. Сторонники Моггалланы, находившиеся в армии Кассапы, воспользовавшись этим, устроили панику, и таким образом битва была проиграна, не успев начаться.

Кассапа в отчаянии перерезал себе горло, а его сторонники были беспощадно уничтожены Моггалланой, который за свою жестокость получил прозвание «дьявола» («Ракшаса»). После победы он вновь перенес столицу из Сигирии в Анурадхапуру. С тех пор никто больше не селился на Львиной скале.

Так изложены события в «Махавамсе». Этот рассказ передавался впоследствии в различных вариантах, иногда с добавлением многих страшных и маловероятных подробностей. Современные исследователи склонны считать, что главные персонажи этой истории, вероятно, существовали в реальности, однако версия об отцеубийстве скорее всего является легендой. Вместе с тем не подлежит сомнению, что Сигирия создавалась именно как крепость. Об этом свидетельствуют, в частности, остатки оборонительных укреплений вокруг скалы – вала и рва. Но почему Кассапа поселился здесь? Ответы звучат разные. Некоторые авторы предполагают, например, что король стремился достигнуть святости и потому уединился на вершине Сигирии подобно индийским богам, обитающим, согласно мифам, на вершине горы Кайласа.

На долгие годы этот памятник был заброшен и забыт, и только в 1831 г. майор Форбс заново открыл Сигирию, а Г. С. П. Белл в 1894 г. приступил к расчистке леса и первым исследованиям.

«Львиную скалу» окружали великолепные сады с мраморными фонтанами, ручьями и прудами, посреди которых были устроены островки с изящными павильонами. Вода в пруды поступала через систему подземных водоводов. Путь на вершину скалы ведет по крутой тропинке-лестнице, вырубленной в камне строителями короля Кассапы. Некогда вход на нее охранял гигантский каменный лев, от которого уцелели лишь грозные когтистые лапы. Одни только пальцы их вдвое больше настоящего льва. Голова этого исполина, ныне разрушенная беспощадным временем, была видна за много километров. Материалом для скульптуры послужил кирпич, покрытый слоем известки. Все детали выполнены так тщательно, что воспроизведены даже шерстинки на лапах.

Между лапами брала начало широкая лестница, проложенная сквозь тело каменного льва. После того как скульптура рассыпалась, на оголившейся скале укрепили железные лесенки с перилами, по которым наиболее отважные посетители могут подняться на вершину. Тропа ограждена решеткой и стальными прутьями, и все-таки идти по ней опасно. Зато вид, открывающийся сверху, вознаграждает за все тяготы восхождения. Отсюда, с высоты 200 м, открывается прекрасная панорама зеленой долины с синеющими далеко на горизонте горами.

На вершине горы сохранились фундаменты дворца Кассапы. Он был сложен из сотен тысяч кирпичей, доставленных наверх ценой невероятных усилий. Люди, создавшие полторы тысячи лет назад это чудо строительной техники, позаботились даже о дренажной системе, чтобы потоки дождевой воды не уничтожили результатов их труда. Был создан также искусственный пруд, служивший на безводной скале источником водоснабжения.

Но главным сокровищем Сигирии, благодаря которому этот памятник получил мировую известность, являются знаменитые наскальные фрески, обнаруженные в конце XIX в. Уже тогда эти произведения, созданные неизвестными художниками более 14 веков назад, вызвали удивление и восхищение.

Фрески Сигирии изображают прекрасных, необыкновенно изящных женщин. Они практически обнажены. Их тела золотистого и оливкового цвета прикрыты едва заметной, совершенно прозрачной вуалью – «чолис». Кожа светлая, профили греческие, хотя разрез глаз восточный. В красиво уложенных волосах, ушах, на руках, на шее – множество украшений. В тонких руках с длинными пальцами женщины держат цветы лотоса и плоды.

Сохранившиеся фрески находятся примерно на высоте 13 м. Для росписи художники использовали минеральные краски, которые наносились на слой сырой штукатурки. Преобладающие тона – коричневые, красные, светло-желтые – хорошо передают тепло живого тела, а умело подобранные полутона делают изображения объемными. При этом линии и краски остались такими чистыми, словно здесь работали наши современники.

В древности на скале находилось до 500 женских портретов. Ныне из них сохранилось всего около 20. Причиной гибели фресок стала высокая влажность: год за годом в сезон дождей осадки вызывают большие разрушения древних памятников. Сохранились только те, которые находятся под нависающим каменным карнизом, образующим полупещеру.

На людей, побывавших в Сигирии, ее вечно живые красавицы во все времена производили огромное впечатление. До сих пор идут споры о том, кто здесь изображен: небесные девы-апсары? Храмовые танцовщицы? Придворные дамы? Наложницы короля Кассапы? Светский характер портретов вроде бы исключает мысль о небожительницах – судя по драгоценным украшениям и пышным высоким прическам, перед нами представительницы знати. Однако загадочные женщины как будто парят в облаках, что позволяет задуматься все же об их небесной природе…

Так или иначе, но тайна фресок Сигирии остается неразгаданной.

Многие поколения поэтов вдохновлялись прекрасными образами женщин Сигирии. На протяжении полутора тысяч лет потрясенные посетители выражали свои чувства в многочисленных стихах и текстах, запечатленных на поверхности скалы. Сегодня в этой каменной «книге отзывов» насчитывается 685 одних только стихотворных произведений, относящихся в основном к VII–XI столетиям. Характерно, что в записях, оставленных женщинами, чувствуется неприкрытая зависть к красоте таинственных красавиц Сигирии. «Изображение юной женщины с глазами лани на горном склоне вызывает во мне возмущение. Она держит в руке ожерелье и всем своим видом бросает нам вызов», – написала в XI столетии одна из посетительниц. Зато мужчины на все лады восхваляют красоту женщин Сигирии, не стесняются признаваться им в любви и сожалеют о невозможности наяву встретиться с ними:

Твоя красота поразила мое сердце.
Едва я увидел тебя, мои глаза стали
принадлежать тебе,
Ты похитила их навсегда.
Если ты не примешь любовь мою,
Значит, ты никогда не любила.
Ты отвергла царя, и возлюбленным твоим
стал каменный утес.

Люди проходят мимо тебя, проходят и уходят,
Оставайся же здесь, взирая на них холодным оком.
Женщины, подобные вам,
открывают сердце мужчин.
Ты тоже
тело волнуешь,
кровь наполняя желаньем.
Счастливый тот, кто видит
эти розовые пальцы, эти круглые плечи,
золото шеи, губы цвета меди
и длинные, длинные ресницы.
О сладкое созданье
на горе, твои зубы, как драгоценные камни.
Сияет лотос твоих глаз
и тихо повествует мне о твоем сердце.
Увы, их время ушло:
сухие, как цветок,
упавший на скалу,
сердца красавиц,
чьи лики золотые
мой ум пленяют.

Фрески Сигирии сегодня безоговорочно признаны величайшим памятником сингальской живописи. Без посещения Львиной скалы не обходится ни один из туристических маршрутов по Шри-Ланке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *